Возвращение символа Москвы: как меняется парк Северного речного вокзала


Возвращение символа Москвы: как меняется парк Северного речного вокзала
В сентябре москвичей ждет большой подарок — открытие обновленного парка Северного речного вокзала. Десятилетиями исторический парк переживал упадок. Но теперь это место наконец предстанет таким, каким его мечтали видеть жители столицы еще с довоенных времен. И даже лучше.

Обновление парка Северного речного вокзала — это масштабная и крайне сложная работа, которая ведется на огромной территории. Проблем добавила и пандемия коронавируса, вынудившая поставить благоустройство на паузу. Однако несмотря на все это, столичное руководство от своих обещаний не отказывается — к началу сентября все должно быть готово. Над воплощением мечты сегодня трудятся около 1200 специалистов и 145 единиц техники.

Приятные сюрпризы

Одной из новинок парка Северного речного вокзала станет летняя зона отдыха для всей семьи. В южной части набережной, откуда открываются впечатляющие виды на Химкинское водохранилище, обустроят три бассейна и пляж площадью почти 3,5 тысячи квадратных метров. Благодаря системе подогрева температура воды в бассейнах никогда не будет опускаться ниже 27 градусов.

Один из бассейнов будет предназначен для отдыха всей семьей — его глубина не превысит одного метра. В таком бассейне дети смогут плавать под присмотром родителей. Второй бассейн будет для ребят, которые и вовсе не умеют плавать. Его глубина составит не больше 75 сантиметров. А третий бассейн с глубиной 1,5 метра подойдет уже взрослым.

Одновременно на пляже смогут отдыхать до 200 человек. Неподалеку оборудуют место спасателя, который будет следить за безопасностью посетителей. Также на территории зоны отдыха появится павильон с кассами, душевыми, санузлами, раздевалками и пунктом выдачи полотенец.


На большой площади перед зданием вокзала организуют сухой светодинамический фонтан площадью более 110 квадратных метров. Вода будет бить из 296 водяных и 240 туманных форсунок. Конструкцию оснастят автоматическим управлением, позволяющим менять высоту, ритмичность и подсветку водяных струй. Особенно красиво это будет смотреться во время вечерних прогулок.

В самом разгаре сейчас строительство катка с искусственным льдом площадью более 1150 квадратных метров. В зимнее время года здесь будут организовывать районные и городские соревнования по хоккею. Кроме того, в парке начнут проводить детский хоккейный турнир «Золотая шайба».

С ноября по апрель на катке будут проходить тренировки и соревнования, а все желающие смогут просто покататься на коньках. В летний же сезон (с мая по октябрь) ледовый каток планируется использовать как площадку для игры в волейбол. Рядом с ледовой площадкой обустроят многофункциональный павильон с раздевалкой, прокатом спортивного инвентаря, помещением для персонала, туалетами и медпунктом.

Изюминкой проекта благоустройства станет ручей, напоминающий канал имени Москвы. На нем разместят уменьшенные копии шлюзов и других зданий. На берегах ручья дети и взрослые смогут весело провести время, например, запуская кораблики.

Ручей разделят на пять фрагментов, украшенные архитектурно-художественной подсветкой из 524 светильников. Участки украсят копии шлюзов «Дубна», «Деденево», «Икша-1», «Икша-2» и «Тушино». Именно в таком порядке эти шлюзы расположены на канале имени Москвы.

К слову, строения шлюзов уникальны, каждый из них обладает своим архитектурным обликом. Например, башни «Темпы» украшают скульптуры Ю.П. Поммера и А.А. Стемпковского, а башни «Яхромы» увенчаны медными скульптурами каравеллы Колумба «Санта-Мария». Самым крупным сооружением возле ручья станет, конечно, копия здания Северного речного вокзала — ее воссоздадут с максимальным вниманием к деталям.

Также в парке появятся торговые павильоны в стиле 1930-1950-х годов, новые садовые диваны, фонари, урны. Рабочие обустроят прогулочную галерею, высадят деревья и кустарники, разобьют газоны, цветники и клумбы. Сейчас завершается устройство инженерных систем и коммуникаций (речь идет о более чем 20 километрах сетей и стоков).


С заботой об истории

Благоустройство по сути началось еще в августе 2018 года — именно тогда стартовала реставрация здания Северного речного вокзала. Первым делом специалисты взялись за противоаварийные работы. Наибольшую сложность вызвали нестабильное основание и фундамент, которые усилили инъекционным методом. Также была выполнена сложная работа по укреплению несущих конструкций здания — колонн, стен, перекрытий.

Затем началось воссоздание исторического облика и планировки с максимальным сохранением оригинальных элементов. На сегодня в порядок уже привели покрытие фасадов, гранитную облицовку цоколей и подпорных стенок, заменили оконные проемы, изготовили наружные двери, отреставрировали и воссоздали фурнитуру.

Практически завершены отделочные работы, связанные с интерьерами. Сейчас мастера реставрируют декор (гризайль, роспись по стеклу, вентиляционные решетки, панно на холстах), занимаются внутренней отделкой потолков и стен. Главный вестибюль, зал ожидания, ресторан и кабинет специального назначения считаются особенно ценными помещениями, и они будут восстановлены в первоначальном виде.

В интерьерах вокзала сохранились люстры и бра 1937 года, покрытые позолотой. Это более 500 осветительных приборов, которые за 80 лет эксплуатации пришли в неудовлетворительное состояние. Они деформировались, на плафонах появились трещины и сколы, крепежи были частично утеряны, внутренние каркасы проржавели, а электрическая проводка требовала замены. В ходе работ утраченные элементы воссоздают, а разбитые плафоны меняют на новые (их специально изготавливают на стекольном заводе в Пензе).

Исторический облик вернули и легендарным башенным часам, а утраченный механизм заменили новым, функционирующим с применением современных средств автоматизации.


Сложнее всего далась реставрация большой люстры весом более 50 килограммов. Ее конструкция была сильно погнута, а один луч и вовсе сломан. А еще реставраторам очень повезло — в здании нашелся склад с коробками, в которых оказались хорошо сохранившиеся оригинальные запасные плафоны. Их и использовали для замены испорченных.

Важнейшая задача благоустройства парка — воссоздать два исторических фонтана «Север» и «Юг», расположенные на одной из продольных аллей парка. До наших дней они практически не сохранились, остались только нижние чаши. Специалисты восстановят утраченные элементы по архивным фотографиям и документам.

Это будут классические фонтаны из четырех уровней в виде чаш разного диаметра, а венчать их будут скульптурные композиции в виде лебедя-кликуна. При реконструкции специалисты также заменят оборудование, подающее воду, и восстановят площадки, на которых расположены фонтаны. Реставраторы уже разобрали гранитную облицовку чаш, отремонтировали и укрепили монолитные основания, заменили внутренние коммуникации.

Также по архивным фотографиям воссоздадут внешний вид павильона администрации, павильонов кафе с террасами, киосков на главной парковой аллее. Специалисты отреставрируют памятник кораблестроителю А.Н. Крылову, памятник воинам-речникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, скульптуры «Водный путь» и «Спорт» (это, к сожалению, одни из немногих скульптур парка, сохранившихся до наших дней).

Больше, чем место для отдыха

Северный речной вокзал изначально задумывался транспортным объектом. На пике популярности в 1960 году пассажиропоток вокзала с учетом пригородных и экскурсионных маршрутов составил 1,55 миллиона человек. Однако с начала 90-х речные перевозки стали стремительно сокращаться, что и стало причиной упадка вокзала.

В 2015 году Северный речной вокзал был передан в собственность города, после чего началась подготовка к его реставрации. Проект, разработанный по заказу Правительства Москвы, предусматривает в том числе возрождение исторической функции вокзала как транспортного объекта.

В связи с этим через парк пройдут пешеходный и транспортный маршруты. Для посадки и высадки пассажиров к зданию вокзала смогут подъехать личные машины, автомобили такси и каршеринга. Припарковаться водители смогут в двух карманах вдоль Ленинградского шоссе.

Неподалеку от вокзала будет создан пересадочный узел для туристических автобусов. Здесь пассажиры смогут пересесть на электрические шаттлы, которые доставят их до причала. Это позволит сохранить экологию парка.


Также будет организовано электроснабжение пришвартованных судов от береговой сети, что позволит отказаться от использования дизельных двигателей во время стоянки. Сегодня причальная стенка практически готова. По всей ее длине смонтированы кабели, проложена канализация для сточных вод. Рабочим осталось уложить на дно примерно 1250 метров бетонных матов.

Северный речной вокзал — это один из важнейших символов Москвы. Здание вокзала можно было увидеть во многих отечественных фильмах — «Волге-Волге», «Коллегах», «По семейным обстоятельствам» и других. Совсем скоро мы станем свидетелями того, как это знаковое место вернет себе былое величие.