Информационный
портал
Вестник
Информационный портал, на котором собраны
самые актуальные новости городского хозяйства столицы

Топ-5 мостов Москвы, о которых вы знаете, но не всё

21.10.2020
Топ-5 мостов Москвы, о которых вы знаете, но не всё
Только представьте: в Москве больше 400 мостов. Пешеходные, автомобильные, железнодорожные… Город пронизан ими вдоль и поперёк. Среди этих четырёх сотен есть не только «работяги» с чисто практической функцией, но и настоящие «звёзды». По таким интересным и знаковым мостам мы и приглашаем вас прогуляться.

Самый старый
Ростокинский акведук: 
~ с виду лёгок, как перо ~

Технические характеристики:
356 м длина
15 м высота
3,5 м ширина
21 арка
8,5 м ширина пролёта

В 1779 году Екатерина II подписала указ о строительстве в столице централизованного водопровода и поручила «генерал-поручику Бауэру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы».

Чистая вода нужна была москвичам как воздух. Сточные воды предприятий стремительно развивающейся мануфактурной промышленности, нечистоты от жизнедеятельности человека загрязняли Москву-реку и её притоки — главные источники питьевой воды. Антисанитария и грязная вода всё чаще становились причиной распространения болезней, в том числе и чумы, прокатившейся по столице в 1771 году.

Проект первого московского водопровода разработал инженер и гидротехник Фёдор Вилимович Бауэр. Екатерина II проект утвердила, но ни водопровода, ни воды, поступающей по нему, увы, уже не увидела. Как, собственно, и Бауэр. Строительство системы водоснабжения столицы затянулось на долгих 25 лет.

Большая часть Мытищинского (Екатерининского) водопровода пролегала под землёй. Вода текла по кирпичной трубе, которая держалась на деревянных опорах. А для прокладки водопровода через долины, овраги и русла рек были построены пять акведуков — первые в России подобные сооружения. Самым крупным из них и единственным, сохранившимся до наших дней, стал Ростокинский.

Ростокинский акведук строили из белого известняка, натурального камня и кирпича. Его возвели всего за один год (1783-1784 гг.) — рекордный срок, если сравнивать со сроком строительства всего водопровода в четверть века. Для своего времени акведук стал самым большим каменным сооружением в России и, по мнению Екатерины Великой, самым прекрасным в Москве. Посещая строительство акведука, императрица так высказалась об объекте: «Он с виду лёгок, как перо… и весьма прочен».


Вода из мытищинских ключей шла самотёком по кирпичному желобу внутри акведука. В середине XIX века в желоб установили чугунную трубу, а для подачи воды стали использовать насосы, что позволило почти вдвое увеличить пропускную способность водопровода. В ходе реконструкции демонтирована теплотрасса, установлены перила, декоративная крыша, архитектурная подсветка. Вокруг моста создан парк с дорожками и скамейками.

Ростокинский акведук — уникальный памятник инженерной мысли XVIII века. Он по праву считается одной из достопримечательностей Москвы. Да, акведук не в центре города, но он стоит того, чтобы добраться до него, прогуляться по нему и почувствовать связь времён.


"Ростокинский акведук является архитектурной ценностью и требует ежедневной уборки и промывкидва раза в неделю".

Николай Худобин, заместитель начальника эксплуатационного участка ГБУ «Гормост»

Самый необычный
Парящий мост:
~ и стоять ты будешь вечно ~


Технические характеристики:
244 м общая длина
70 м длина безопорной части
15 м над поверхностью воды
4000 чел. могут находиться на мосту одновременно
100 лет срок службы
3,7 тыс. т масса
240 т рабочая нагрузка

Парящий, невесомый, левитирующий, а ещё «скрепка» — такое название получил мост в народе из-за своей необычной формы. Открытый в 2017 году, как и парк «Зарядье», на территории которого он находится, мост сразу же возглавил список главных достопримечательностей Москвы.



Технологически Парящий мост мостом не является. Специалисты предпочитают называть это сооружение смотровой площадкой, а если ещё точнее, то вылетной безопорной консолью.
Идея и проработка концепции моста принадлежит американскому архитектурному бюро Diller Scofidio + Renfro, авторы которого спроектировали знаменитый надземный парк Хай-Лайн (The High Line) в Нью-Йорке, что парит в 10 метрах над землёй.



Идея и проработка концепции моста принадлежит американскому архитектурному бюро Diller Scofidio + Renfro, авторы которого спроектировали знаменитый надземный парк Хай-Лайн (The High Line) в Нью-Йорке, что парит в 10 метрах над землёй.

Безопасность конструкции

На мосту реализована современная система мониторинга: датчики фиксируют динамику моста, колебания, напряжение несущих конструкций. Информация для анализа передаётся в специальный центр МЧС.

Прочность конструкции обеспечивает предварительно напряжённый железобетон. Технология такая: арматуру из стали с высокой прочностью натягивают специальным устройством (всего было семь стадий напряжения конструкции) и заливают бетонной смесью. После застывания сила натяжения арматурного каркаса передаётся раствору, в результате чего он лишается своего основного недостатка: неспособности сопротивления натяжению. Подобная технология широко используется в междуэтажных перекрытиях и при возведении колонн.

По периметру моста установлен полутораметровый забор из многослойного стекла (триплекса), склеенного между собой специальной полимерной плёнкой. Она удержит осколки в случае повреждения стеклянной конструкции.



Парящий мост — лучшее место для фото в Москве. Неспроста тысячи москвичей и гостей столицы приходят сюда, чтобы насладиться потрясающими видами и запечатлеть себя на фоне всей этой непередаваемой словами красоты.

А у вас есть селфи с Парящего моста?

"На Парящем мосту круглосуточно дежурит бригада из двух человек. В летнее время уборка происходит двумя способами: механизированным (с помощью мотоблоков) и ручным. Зимой ручная уборка от снега и наледи происходит с помощью пластиковых лопат, чтобы не повредить напольное покрытие".

Николай Курбатов
начальник эксплуатационного участка ГБУ «Гормост»


Самый известный
Большой Москворецкий мост: ~ как новенький ~


Технические характеристики:

554 м длина с подходами
490 м длина без подходов
40 м ширина с тротуарами
31 м проезжая часть
по 4, 5 м два тротуара
15 м над поверхностью воды
8 полос для автомобильного движения
Материал: железобетон
Материал облицовки: гранит

Вплоть до XVII века через реки и речушки Москвы строили только наплавные мосты. Не строили даже, а, скорее, сооружали, и не мосты в привычном для нас понимании, а бревенчатые переправы. Люди и повозки переправлялись с берега на берег по скреплённым между собой брёвнам, поверх которых был уложен настил из досок. Брёвна лежали прямо на воде (держались на плаву), отсюда и название — наплавной. Во время прохода судов такой мост разводили, а в период половодья и зимой его разбирали.

На месте современного Большого Москворецкого тоже когда-то был наплавной мост, соединявший Тверскую и Серпуховскую дороги.



В таком виде мост просуществовал до 1789 года, когда на его месте был построен деревянный свайный мост. Спустя 40 лет у моста появились каменные опоры. А ещё через 30 лет мост сгорел дотла.



В конце XIX века по проекту русского военного инженера Аманда Струве на месте сгоревшего был построен мост из камня и металла. Тогда же мост получил своё официальное название в честь Москворецкой улицы.



Современный облик Большой Москворецкий мост получил в 1938 году, когда сооружение перестроили в соответствии с Генеральным планом реконструкции Москвы.

Авторы проекта — архитекторы института «Гормостпроект» Алексей Щусев (автор проекта мавзолея В. И. Ленина) и Патвакан Сардарян. Мост соединил Васильевский Спуск и улицу Варварку с улицей Большая Ордынка.



В 2018 году власти Москвы приняли решение отремонтировать сооружение, а по сути разобрать и собрать заново.

Демонтаж и монтаж облицовки стал самым масштабным процессом на Большом Москворецком мосту. За год обновили около 10 тысяч квадратных метров гранита (18,5 тысячи плиток), причём 80% облицовки удалось сохранить благодаря привлечению специалистов по реставрации, которые смогли вернуть изначальный красно-бурый цвет гранита. Так что теперь Большой Москворецкий мост соответствует своему историческому облику.



Помимо облицовки, за год на Большом Москворецком мосту смонтировали новое пролётное строение, забетонировали проезжую часть, заменили мостовое полотно, отремонтировали все инженерные коммуникации, отреставрировали арочные конструкции, заменили железобетонные надарочные конструкции, гидроизоляцию, деформационные швы, а также усилили грунт цементным раствором под фундаментами основных опор методом инъектирования, для чего пробурили 400 скважин.

В ремонте Большого Москворецкого моста использовался наномодифицированный бетон, его применение позволило уменьшить нагрузку на железобетонные пролётные строения сооружения.

По расчётам специалистов, следующий крупный ремонт Большого Москворецкого моста потребуется не ранее чем через 25 лет. А общий срок службы сооружения увеличился ещё на 100 лет.

А вы знали, что на Большом Москворецком мосту есть балконы, с которых открывается вид на Кремль, Собор Василия Блаженного и Москву-реку? Отправляйтесь туда немедля! Не пожалеете.

"Большой Москворецкий мост еженедельно моют с применением моющих средств".

Курбатов Николай
начальник эксплуатационного участка ГБУ «Гормост»

Самый высокий
Живописный мост: ~ не вдоль, а поперёк ~


Характеристики моста:

1 460 м общая длина (рассчитан на восемь полос движения — по четыре в каждом направлении)
37 м ширина
409,5 м длина основного пролёта
182 м пролёт арки
105 м высота арки
72 число вант
30 м над поверхностью воды
2 тротуара по 1,5 м в ширину каждый

В 2000-х столичные власти задумались о том, чтобы соединить районы Крылатское и Серебряный бор, расположенные на разных берегах Москвы-реки. А как? Мостом, конечно. Причём красоты необыкновенной.

Сложность заключалась в том, что по берегам реки находятся природоохранные зоны, где любое строительство запрещено. Научно-производственное объединение «Мостовик» (г. Омск), принимавшее участие в конкурсе проектов сооружения, представило вариант, который оказался самым оптимальным: опору (арочный пилон) моста сделать в форме арки и с помощью вант прикрепить к ней мостовое полотно.



Вопреки общепринятому канону, несущие балки моста расположили не поперёк, а вдоль реки, что помогло сохранить природные зоны и избежать проблем с судоходством.

Под сводом пилона позже была допроектирована смотровая площадка в виде стеклянной подвесной капсулы эллипсоидной формы, которая чем-то напоминает летающую тарелку.

Характеристики смотровой площадки:
33 м длина
24 м ширина
13 м высота
1 000 т вес

Москвичи, кстати, Живописный так и называют — мост с летающей тарелкой. Ещё в народе говорят, что эллипсоид проектировался по подобию кепки экс-мэра Москвы Юрия Лужкова, а также предполагают, что сооружение является объектом спецслужб, которые стремятся установить контакт с внеземными цивилизациями.



При строительстве моста была применена уникальная технология закрепления основного пролёта — он держится только на вантах и дополнительно не закреплён. Веерная система вант позволяет мосту слегка раскачиваться от порывов ветра. Исключить неконтролируемые колебания помогают два амортизатора, установленные на одной из опор. Ванты изготовлены и произведены во Франции.



Что касается ортотропной плиты моста (так на языке специалистов называется основание пролётного строения), то и здесь не обошлось без инновационных решений. Впервые в России эта конструкция была усилена дополнительными элементами жёсткости, что позволило сделать мост ещё более надёжным.



Эллипсоид является неотъемлемой технологической частью моста. Он необходим для уменьшения парусности и придания всей конструкции устойчивости. Модель моста проходила аэродинамические испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте
им. Н. Е. Жуковского.

Интересный факт:

В 2017 году автор проекта Живописного моста Николай Шумаков стал первым российским обладателем престижной в мире архитектуры премии Огюста Перре. Шумаков известен ещё и как автор интерьеров более чем 30 станций московского метро и аэропорта «Внуково».

Стеклянный эллипсоид проектировался как помещение для ресторана. Но от идеи отказались из-за невозможности провести на такую высоту канализацию. Потом столичные власти решили устроить там отдел ЗАГС, чтобы браки, как говорится, заключались почти на небесах. Но и этому не суждено было сбыться. В итоге «летающей тарелке» пока так и не нашли применение. Но менее привлекательной она от этого не становится. Согласитесь?



Посмотреть на Москву с высоты 100 метров можно, поднявшись на смотровую площадку в специальных лифтах. Лифты эти, кстати, тоже устроены необычно: они поднимаются не вертикально, а по касательной к арке.

Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на Гребной канал, Серебряный бор и другие знаменитые места Москвы. Если вы не боитесь высоты, то побывать там и увидеть всё своими глазами должны непременно в самое ближайшее время. Смелее!

"Живописный мост находится в природоохранной зоне и требует тщательной уборки и содержания, чтобы грязь и мусор не попадали в Москву-реку".

Величкин Дмитрий
главный инженер эксплуатационного участка ГБУ «Гормост»



Самый живописный Большой Каменный мост: ~ убежище для лихих людей ~


Характеристики моста:

487 м общая длина
40 м ширина
11 м над поверхностью воды
105 м основной пролёт
8,8 м высота пролёта в пределах судоходной полосы


К XVII веку необходимость постоянного и надёжного моста через Москву-реку, была осознана и признана всеми, включая царя Михаила Фёдоровича.

Проектировать первый каменный мост столицы доверили французу Иоганну Кристлеру. Он и спроектировал, но увидеть своё детище ему было не суждено. Пока суть да дело, первый русский царь из династии Романовых скончался, а вслед за ним и автор проекта.

 Строительство моста остановилось на несколько десятилетий, пока дело не взяла в свои руки женщина — царевна Софья. Именно она, заручившись поддержкой своего фаворита Василия Голицына (который в то время фактически правил страной), в 1682 году приказала покончить с долгостроем раз и навсегда.

Интересный факт:

Стоимость моста так поразила современников, что возникла поговорка, которая ходила в народе больше века: «Дороже Каменного моста!»



Мост, который был открыт в 1687 году, получил своё первое название — Всехсвятский.

В связи с тем, что мост был в 3—4 раза шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон торговыми галереями и даже жилыми палатами. Не менее активно использовались территории и под мостом. Там были устроены мельницы, лавки и питейные заведения, которые назывались верхними гульбищами. Туда простой московский люд ходил пить вино и пиво. Места эти, кстати, имели дурную славу: под мостом находили пристанище «разного рода воры и лихие люди».



В таком виде мост простоял больше 150 лет. Его укрепляли, ремонтировали, реконструировали, но ему это всё равно не помогло. Обветшавший от времени и сильно пострадавший от ежегодных ледоходов и нескольких наводнений мост в 1850 году был всё-таки разобран до камушка, до основания.

Новый мост, который возвели на его месте в 1858 году, спроектировал инженер Фёдор Танненберг по приказу Александра II.



Для своего времени сооружение было более чем инновационным, ведь при строительстве моста впервые использовался металл. Конструкция состояла из трёх чугунных арок, которые держались на каменных быках (опорах). На быках были установлены внушительного размера ледорезы.



Большой Каменный мост, по которому можно проехать или прогуляться сегодня, был построен в 1938 году в рамках реконструкции Москвы. Но стоит он не на месте чугунного, а чуть ниже по течению. Такое решение приняли потому, что улица Ленивка, которая примыкала к старому мосту, была слишком узкой. Новый мост возвели аккурат напротив только что пробитого проезда рядом с Кремлём.

В 2007 году Большой Каменный мост был признан объектом культурного наследия.

Интересный факт:

Масштабное обновление Большого Каменного стало возможным благодаря современным технологиям, которые в столице впервые применили во время капитальной реконструкции Большого Москворецкого моста.

С момента постройки Большой Каменный ни разу не обновляли комплексно, ограничиваясь только мелким ремонтом. Капитально отремонтировать сооружение решили лишь в этом году.



С проезжей части моста, на которой сейчас ведутся работы, уже сняли около 9 тысяч квадратных метров асфальтобетона, который в дальнейшем заменят в полном объёме. А ещё на мосту обновят металлоконструкции и несущие опоры, приведут в порядок бетонные поверхности и инженерные коммуникации. Кроме того, планируется комплексно отреставрировать гранитную облицовку и фонари. В общей сложности в капитальном ремонте задействовано порядка 200 специалистов комплекса городского хозяйства Москвы и 60 единиц строительной техники, в том числе баржи и понтоны, которые привлекают для ремонта конструкций руслового пролёта.

Капремонт затронет и декоративные элементы моста. В частности, специалисты приведут в порядок чугунные элементы ограждения. Их уже сняли и отправили на реставрацию. По окончании работ на сооружении появятся и воссозданные по архивным документам дубовые витражи.



Прогуляться по обновлённому мосту можно будет уже в конце 2021 года. Не пропустите открытие и возможность полюбоваться на Кремль, храм Христа Спасителя, Дом на набережной, Софийскую, Пречистенскую и Барсенёвскую набережные. Увидимся на мосту!

"Большой Каменный мост является объектом культурного наследия и одной из лучших смотровых площадок Москвы. В связи с этим мы больше внимания уделяем очистке ограждений и пешеходной зоны".


Наталья Гаранина
начальник эксплуатационного участка ГБУ «Гормост»


«Гормост»:
~ смотрящий за мостами ~

«Гормост» образован в ноябре 1935 года для строительства новых и реконструкции и эксплуатации старых мостовых сооружений, путепроводов и набережных. Спустя десятилетия задачи предприятия по сути остались прежними. Только объектов стало больше.

Сегодня в ведении «Гормоста» 2 121 городской объект, среди которых:




С 2011 года Гормост провёл капитальный ремонт 303 и текущий ремонт 430 искусственных сооружений, в том числе 11 мостов, 13 путепроводов, пяти транспортных тоннелей, восьми набережных, 254 пешеходных переходов, четырёх исторических фонтанов.

В 2019 году завершился капитальный ремонт таких знаковых для города объектов, как Шелепихинский, Большой и Малый Москворецкие, Верхний и Нижний Борисовские мосты, Овчинниковская, Кадашевская и Даниловская набережные, причал Коломенское, Липецкий, Мосфильмовский, Бутырский, Беломорский, Серпуховский и Подольский путепроводы.

Кроме того, вторую жизнь получили исторические фонтаны ВДНХ «Золотой колос», фонтаны Главной аллеи, «Дружба народов» и «Каменный цветок».

В 2020–2023 годах планируется провести капитальный и текущий ремонт ещё 192 городских объектов.
Источник — https://ria.ru/20201015/mosty-1579735086.html
  • предыдущая
  • следующая