Информационный
портал
Вестник
Информационный портал, на котором собраны
самые актуальные новости городского хозяйства столицы

Большой Каменный мост: от деревянной переправы до главной достопримечательности Москвы

07.12.2020
Большой Каменный мост: от деревянной переправы до главной достопримечательности Москвы
Большой Каменный мост, пожалуй, самый известный из всех мостов Москвы. Он уже давно стал одним из главных символов столицы России как для иностранцев, так и для самих москвичей. Каменный мост, соединяющий два берега Москвы-реки в районе Боровицких ворот Кремля, имеет богатую и очень интересную историю. О том, что пережил мост за несколько столетий и что с ним происходит сейчас,— в нашем материале.
Большой Каменный мост, пожалуй, самый известный из всех мостов Москвы. Он уже давно стал одним из главных символов столицы России как для иностранцев, так и для самих москвичей. Каменный мост, соединяющий два берега Москвы-реки в районе Боровицких ворот Кремля, имеет богатую и очень интересную историю. О том, что пережил мост за несколько столетий и что с ним происходит сейчас,— в нашем материале.

Картина Аполлинария Васнецова «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века», 1922 г.

Деревянная переправа

Сложно представить, что 800 лет назад на месте нынешнего московского Кремля и Красной площади был речной брод, через который проходила старинная Волоцкая торговая дорога из Великого Новгорода на Оку, в Рязань и другие приокские города. Поодаль располагались деревянные домишки и ремесленные лавки, но территория развивалась медленно, так как правый берег реки часто затапливался и заболачивался. Тогда-то тут и появилась первая переправа.

В конце 16 века территория начала заметно развиваться и на месте старой переправы соорудили деревянный наплавной мост, который соединил две стороны города. Это была прочная конструкция, сделанная из бревен и досок. Если с Юга замечали наступление неприятеля, мост поднимали.

Вот, что писал о нем путешественник и церковный деятель Павел Алеппский:

«На этом мосту есть лавки, где происходит бойкая торговля; на нем большое движение; мы постоянно ходим туда на прогулку… по нему беспрерывно движутся взад и вперед войска. Все городские служанки, слуги и простолюдины приходят к этому мосту мыть платье в реке, потому что вода здесь стоит высоко, в уровень с мостом».

Проект Кристлера

В 17 веке берега Москвы-реки активно заселялись и город начал развиваться очень быстро. Жителей здесь становилось все больше, поэтому появилась необходимость возвести каменный мост. Однако построить такое сооружение шириной 50 саженей (108 метров) в то время было технически сложно. Поэтому в 1643 году царь Михаил Фёдорович пригласил из Страсбурга опытного мастера Ягонома Кристлера и они начали планировать строительство первого постоянного каменного моста через Москву-реку. Михаил Фёдорович лично контролировал проектирование, однако согласование сметы и инженерного плана затянулось очень надолго. Царь умер, и после его смерти про возведение моста на какое-то время забыли.

Новый мост

Всехсвятский каменный мост на панораме Москвы Я.Бликланда-П.Пикара), начало XVIII в.

К идее строительства каменного моста через Москву-реку власти вернулись через 40 лет. Но точную дату его возведения историки не знают. Одни предполагают, что это случилось в 1682 году, другие – что в 1687-1692 годах. В любом случае известно, что идея принадлежала царевне Софье Алексеевне и князю Василию Голицыну. Современники писали, что фаворит царевны заботился о благоустройстве столицы и поощрял каменное строительство и мощение улиц.

При создании нового моста инженеры опирались на проект Кристлера, однако использовали новые технологии. В документах упоминается, что руководителем назначили «мостового каменного дела мастера» старца Филарета. В 1692 году мост получил имя «Всехсвятский», однако позже за ним закрепилось нынешнее название.

Большой каменный мост ок. 1800 г., картина Ф. Алексеева

Большой Каменный мост представлял собой самую крупную стройку в Москве того времени. Естественно, это требовало огромных затрат. Поэтому в 17 веке, когда хотели охарактеризовать необычайную дороговизну чего-либо, говорили: «дороже Каменного моста».

Снос моста и новое сооружение

Долгие годы грандиозное сооружение поражало москвичей и иностранцев. Его не раз изображали на гравюрах и картинах, а писатели-современники восхищенно описывали в своих работах. В 1812-м мост пережил московский пожар и отступление армии Наполеона к Калужской заставе, а после этого по нему долго возили строительные материалы для восстановления города.

В середине 1850-х гг. обветшавший мост было решено снести. Тогда это зрелище собрало множество людей. Вот, что писал об этом событии свидетель произошедшего, русский писатель и публицист Михаил Снегирев:

«Сколько стоило усилий и иждивений, чтобы сломать этот двухвековой памятник! Самою трудностью сломки доказывалась прочность его кладки и доброта материала, из коего только одной части достаточно было на постройку огромного дома. Московские жители с любопытством и сожалением собирались смотреть на разрушение этого моста, который долго почитаем был одною из диковинок не только древней столицы нашей, но вообще и всей России».
В 1859 году на месте старого моста по проекту инженера полковника Танненберга выстроили новый, первый в Москве металлический трёхпролётный мост. С момента возведения он простоял 80 лет, но его также пришлось разобрать, так как после строительства Канала имени Москвы уровень реки повысился на 3 метра.

Большой Каменный мост в 1886 году. Открытка хранится в Библиотеке Конгресса США

Времена СССР

Большой Каменный мост, который мы знаем сейчас, был построен в 1938 году по проекту трех архитекторов — Владимира Щуко, Владимира Гельфрейха и Михаила Минкуса. Правда, возвели его чуть ниже по течению, чем когда-то стоял Всехсвятский мост.

Большой Каменный мост в 1939 году, архивное фото

Мост был перенесён к Боровицкой площади, поскольку узкая улица Ленивка затрудняла подъезд. Длина моста составила 487 метров, а ширина 40 метров. Решетки перил украсил советский герб Москвы, который можно увидеть там и в наши дни.

Большой Каменный мост в 1968 году, архивное фото

Большой Каменный мост сейчас

Мост, возведенный в 1938 году, стоит и сегодня. Как и его предшественники, он стал одним из самых узнаваемых символов Москвы и популярным местом прогулок. В 2007 году он был признан объектом культурного наследия. Однако за 80 лет эксплуатации конструкция заметно обветшала. И вот, в июле 2020 года начался масштабный капитальный ремонт Большого Каменного моста: благодаря специалистам ГБУ «Гормост» вырастет несущая способность сооружения, что значительно повысит срок службы.



Объем работ довольно большой: фактически в ходе ремонта мост пересобирают заново, при этом он продолжает функционировать и не закрывается полностью. Проведение ремонта в таком формате стало возможным благодаря уникальным технологиям, которые используют специалисты Комплекса городского хозяйства.

Например, для демонтажа старых балок используют специальные домкраты. Работает это так: балки руслового пролета приподнимаются, и специалисты ставят конструкцию на временные опоры. В это время устаревшие опорные балки заменяют на новые. Эта технология значительно упрощает жизнь москвичам, ведь мост не разбирают целиком, а значит, и движение на нем перекрывать полностью не нужно! Когда работы завершатся, временные конструкции демонтируют.

Вот так выглядят временные конструкции со стороны. Фото: Комплекс городского хозяйства Москвы

Еще одна сложная задача, с которой столкнулись специалисты, — замена тротуарной части моста, которая находится прямо над руслом реки. Справиться с ней помогают вспомогательные устройства, которые называются СВСиУ. Они позволяют забетонировать пешеходную зону над водоемом и проездами без закрытия движения для транспорта и судов.

Фото: Комплекс городского хозяйства Москвы

Специалисты реставрируют гранитную облицовку и ограждения, приводят в порядок бетонные поверхности и металлоконструкции, меняют асфальт, обновляют исторические витражи. На мосту трудятся круглосуточно. Это позволит завершить ремонт раньше срока, запланированного на декабрь 2021 года. Ночью ведутся только бесшумные работы.

Фото: Комплекс городского хозяйства Москвы

После ремонта Большой Каменный мост станет еще надежнее и красивее, чем был раньше. И, без сомнений, останется одной из лучших достопримечательностей Москвы, откуда открываются прекрасные виды на Кремль, храм Христа Спасителя, Дом на набережной и другие городские красоты. Источник — https://zen.yandex.ru/media/kgh/bolshoi-kamennyi-most-ot-dereviannoi-perepravy-do-glavnoi-dostoprimechatelnosti-moskvy-5fb4ed0a6bd43436fc6c2a0d
  • предыдущая
  • следующая